Люди отличаются друг от друга во многих отношениях. В частности, в том, как они относятся к окружающим явлениям.
На одном полюсе находятся люди, которые в целом позитивно относятся тому, что происходит: "Ой, как хорошая погода. И не страшно, что холодно, зато не жарко"; "Отличная песенка! Веселенькая такая!"; "Смотрите, какая собачка побежала, морщинистая такая, симпатяга прямо".
Есть и антиоподы позитивщикам. Они смотрят на окружающее по-другому: "Опять холодрыга! Что за страна: даже погоды нормальной не дождешься!"; "Ну и попса пошла. Пустышки для дураков"; "Собак что ли нормальных не могут найти?! Смотри, какая морщинистая уродина побежала".
Конечно, было бы неправильно думать, что позитивщики любят все без разбора. Что-то и им не нравится. Просто они многое встречают "на ура", проявляют этакое гостеприимство по отношению к происходящему и входящей в них информации. Так же было бы ошибкой считать негативщиков ненавистниками всего что ни есть на белом свете. Они просто более привередливы, разборчивы.
"Но это все лирика. А вот кого брать на работу?" - строго спросят серьезные дяди и тети.
Сейчас отвечу. Совсем недавно американские психологи (Hepler & Albarracin, 2014) провели специальное исследование, целью которого было выяснить, сколько и чего делают позитивщики и негативщики - иными словами, каковы отличия между ними не на словах, а на деле. А отличия есть.
Думаете, что негативщики менее активны по сравнению с позитивщиками? Нет, не верно. И те и другие заняты делом примерно одинаковое количество часов в неделю.
Тогда, может быть, они склонны заниматься разными делами? Тоже неверно. Если в целом взять, скажем, 100 негативщиков и 100 позитивщиков и посмотреть, чем занималась на прошлой неделе та и другая группы, то получится, что набор действий примерно одинаковый.
Значит, негативщики не ленивее позитивщиков, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, сам по себе тип отношения человека к окружающему - позитивный или негативный - не определяет того, чем он охотнее будет заниматься: бухгалтерией или секретарским делом, продажами или закупками, программированием или рекламой.
Так чем же отличаются негативщики от позитивщиков "на деле"? А вот чем. Позитивщики за один и тот же период времени занимаются большим количеством дел, чем негативщики. Или можно это сформулировать по-другому - так сказать, в пользу негативщиков: одним и тем же делом негативщики занимаются дольше, чем позитивщики. Позитивщики чаще переключаются с одного дела на другое, а негативщики дольше сосредоточены на одном деле. Условно говоря, за день позитивщики могут сделать 100 дел, но достаточно поверхностно, а негативщики только 10 дел, но обстоятельно.
Кого на какую работу брать, зависит от того, что для этой работы важнее: способность быстро переключаться с одного дела на другое (работать "в условиях многозадачности", как сейчас говорят) или способность к "глубокой и всесторонней проработке вопроса". В первом случае предпочтительны позитивщики, во втором - негативщики.
Литература:
Hepler, J., & Albarracin, D. (2014). Liking more means doing more: Dispositional attitudes predict patterns of general action. SocialPsychology, 1.
При цитировании данного материала ссылка на автора, компанию «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ruобязательны.